"Системы выхлопа" > О глушителях > Катализаторы
Каталитический нейтрализатор – это полное, официальное название того, что ваши соседи по гаражу называют попросту катализатор. Старые справочники по устройству автомобилей упоминают катализаторы как дополнительную опцию. Меж тем в большинстве сегодняшних автомобилей (особенно импортных) катализатор – обязательная, необходимая запчасть. Это естественно: забота об экологии – актуальная тенденция в развитии современных технологий, а назначение катализатора состоит как раз в окислении вредных соединений в выхлопных газах. Для этого в катализаторах применяются соли платины, родия или палладия. Именно поэтому катализаторы недешевы.
Классификация катализаторов. Слабости катализаторов
Тип носителя каталитического слоя катализатора. Каталитический слой (соли платины, например) наносится в катализаторе либо на керамическую вставку в виде сот, либо на металлическую ленту. Керамические катализаторы дешевле и шире распространены, но они хрупкие, и в конечном счете их использование может обойтись дороже. Удар камнем на дороге или капли воды из лужи, упавшие на раскаленный катализатор – и керамические соты раскалываются. Еще одна причина разрушения катализатора – неправильно отрегулированная система впрыска. Если двигатель не заводится сразу, то не сгоревшая топливная смесь скапливается перед катализатором и после ее взрыва также возможно разрушение сот катализатора. Покупатели керамических катализаторов должны помнить и о керамической пыли. Катализатор стареет, его керамический блок, несмотря на внешнюю целостность и сохранность своих основных свойств, понемногу разрушается. Керамическая пыль попадает в камеру сгорания и приводит к преждевременному износу стенок цилиндров и, соответственно, к более раннему ремонту двигателя. Иногда, при разборе двигателя для ремонта, в цилиндрах находят даже небольшие кусочки керамики. Отсюда вывод: стоит менять керамический катализатор каждые 100 000 км пробега, несмотря на то, рабочий он или нет, как это делают в Европе.
Катализатор с металлическим блоком надёжнее и дольше выдерживает различные механические нагрузки. Но и керамический, и металлический каталитические нейтрализаторы одинаково боятся следующих вещей:
-
некачественный или этилированый бензин;
-
попадающие в камеру сгорания масло или антифриз;
-
"левые" технические жидкости, используемые в целях промывки топливной системы;
-
переобогащённая топливная смесь;
-
долгая работа двигателя на холостом ходу.
В результате их пагубного влияния не только теряется способность катализатора дожигать вредные примеси, но и засоряются каналы. А это чревато уменьшением их общего проходного сечения, потерей мощности и перегревом самого нейтрализатора, корпус которого может даже раскалиться до красного цвета. Известны случаи, когда от раскалённого катализатора расплавлялась алюминевая теплозащита и загоралось антикоррозийное покрытие днища. Внутреняя температура неисправного каталитического конвертора настолько велика, что керамика может сплавляться и полностью забивать собой проход для выхлопных газов. Ремонт двигателя после этого почти неизбежен.
Место расположения катализаторов в выпускной системе. Это второй важный для автовладельца отличительный признак катализаторов. У большинства автомобилей каталитический нейтрализатор расположен или же сразу за приемной трубой глушителя или совместно с ней, составляя одну деталь. Другой вариант расположения нейтрализатора – непосредственно в выпускном коллекторе (реже после него, перед приёмной трубой). С точки зрения ремонта – это самый неудачный вариант. На современных автомобилях (выпущенных позже конца 1990-х годов), катализатор, как правило, находится в коллекторе – такая конструкция облегчает выполнение экологических норм ЕВРО 4. Поскольку каталитический нейтрализатор выхлопных газов находится близко к камере сгорания, он быстрее прогревается до рабочей температуры и лучше сохраняется от внешних воздействий и резких перепадов температуры. Увы! При этом часто страдает сам коллектор. Треснутый выпускной коллектор – одно из последствий перегрева катализатора, а стоимость коллектора с катализатором обычно намного выше, чем стоимость коллектора простого. Поэтому владельцы автомобилей с таким расположением катализатора вынуждены, в случае его выхода из строя, платить больше и за саму деталь и за работу по её установке.
Как менять катализатор?
Итак, катализатор вышел из строя. Что делать? Самый простой вариант – купить и поставить новую оригинальную деталь. Минусы:
-
стоимость каталитического нейтрализатора может показаться чрезмерной;
-
необходимость этой запчасти, учитывая достаточно свободные отношения российских автовладельцев с экологическим контролем, может показаться сомнительной. Поэтому даже те, кто обслуживается только у официальных дилеров, с "катализаторной" проблемой часто обращаются в фирмы, специализирущиеся на системе выпуска выхлопных газов (да, например, в "Системы выхлопа").
Другой вариант – установить не штатную, оригинальную деталь, а универсальный катализатор, который существенно дешевле. Для автомобилей с дополнительными кислородными датчиками – лямбда-зондами, расположенными после катализатора, такой вариант является чаще всего единственной альтернативой оригинальной детали, т. к. если нет возможности перепрограмировать мозги на бескатализаторный режим, то третий вариант (замена катализатора на пламегаситель) здесь не подойдёт.
Универсальный каталитический нейтрализатор, так же как и универсальный пламегаситель, нельзя установить только на те машины, где коллектор с катализатором составляют одно целое или когда корпус нейтрализатора чугунный, что обычно бывает у нейтрализаторов, расположенных сразу после выпускного коллектора. Бывают и исключения: если есть достаточно места, и коллектор не чугунный, а из нержавеющей стали. Универсальный католизатор рекомендуется ставить не керамический, а металлический, только тогда есть гарантия, что катализатор снова не рассыплется, а прослужит долгое время.
Но чаще всего приходится менять катализатор на пламегаситель. Это дешевле и исключает саму возможность повторения проблемы с вновь установленным катализатором. Особенно это актуально для моторов с большим пробегом, где даже новый оригинальный нейтрализатор прослужит совсем недолго. Весомость этих плюсов достаточно велика для того, что бы подавляющее большинство автовладельцев выбрали именно этот вариант, а мягкость отечественных норм по содержанию в выхлопе вредных примесей является дополнительным стимулом для принятия решения в пользу пламегасителя. |